Внеклассное занятие |
Я - гражданин
«Я - ГРАЖДАНИН» Оборудование: - презентация; - фломастеры или карандаши; - листочки; - Российский герб; - фонограмма гимна (текст гимна); - карта и глобус. - электронное пособие «Государственная символика» I. Вступительное слово учителя. - Сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас. Прочитайте тему урока. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (Высказывания детей.) - Расскажите, в каких прекрасных местах вы побывали, что видели, что нового узнали. Но, где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой. Как часто мы слышим громкое, звучное слово - Родина. А что связано с этим понятием, как понимаете значение этого слова? (Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу одним словом: «Родина - это -...) - Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. А теперь представьте (включается музыка) : знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина? Талантливые люди: поэты, художники - сложили и написали немало стихов и картин, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы. Ученик читает стихотворение М. Исаковского: Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля: Это - русское раздолье, Это - русская земля! Вижу горы-исполины, Вижу реки и моря: Это -русские картины, Это - родина моя! Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья: Это - русская сторонка, Это - родина моя! П. Раскрытие понятия: государство. Творческая работа. А) - Вы, ребята, говорили, что Родина - это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина - это дом, в котором живём. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина - это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя. Посмотрите, ребята, что у меня в руках. (Учитель показывает свидетельство о рождении.) Что в нём записано, кто знает? (Высказывания детей.) Да, этот важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны. Скажите, гражданином какой страны вы являетесь? (России, российской Федерации.) ڤ ڤ ڤ ڤ ڤ ڤ ڤ ڤ ڤ ڤ Г О С У Д А Р С Т В О А теперь попробуйте заменить слово «страна» словом-синонимом. Эти слова обозначают одно и то же. Можно сказать Россия - страна и государство. Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертания нашего государства. У каждого государства есть свои границы. (Обращение к карте, учитель обводит по карте границы красным.) - Итак, каждое государство имеет свои границы, изобразите на своих листочках границы страны и подпишите сверху: государство. (Дети схематично рисуют границы и подписывают.) Б) Игра. А теперь предлагаю вам поиграть в слова. Составьте слова, используя только буквы слова «государство». Затем мы выберем слова, которые связаны с понятием «государство». (По истечении определённого времени зачитываются варианты, учитель выборочно записывает их на доске. Каждое слово обсуждается, обосновывается.) Варианты: ГОРОД - меньшая часть страны; РУДА - полезное ископаемое; ДОРОГА - без них невозможно передвижение по стране; СУД - государственное учреждение, которое разрешает споры; ВОДА - народное достояние; РОСТ - движение, развитие; РОТА - защитники государства; ТОВАР - торговля в стране, с другими странами; РОД, РОДСТВО - семейная группа, государство заинтересовано, чтобы создавались семьи, рождались такие замечательные ребятишки, как вы, вы - будущее России. Без кого не может существовать государство? (Без людей). Нарисуйте себя в контуре страны. В) Понятие о символах государства. На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, флаг. (Учитель рассказывает кратко об истории возникновения символов нашей страны, опираясь на знания детей и родителей. Можно заранее подготовить группу детей.) - А в какой стране вы хотели бы жить? Что мешает людям нашей страны жить счастливо? (Высказывания.) Многие из вас высказались об ужасах войны и т. д. - А сейчас послушайте размышления ваших московских сверстников, их чувства и мысли очень созвучны с вашими. Их стихи прочитают наши ребята (стихи подобраны по выбору учителя). В какой бы я хотела жить стране? Да в той, где места нет ни горю, ни войне, В которой люди счастливы всегда, Друг друга не обидят никогда. Я хотела б жить в стране, Где зима и лето. Я б хотела, как Есенин, Быть её поэтом. Я хочу, чтоб президент Умным был и честным, Чтоб страну свою любил, Был с народом вместе. Чтобы жить в стране могли Весело и дружно, Чтоб спокойно спать могли, И не было б оружья. Человеку много нужно, Чтобы счастливо прожить. Нужен дождь, и даже лужи, Нужно с кем-нибудь дружить. Нужен ветер, нужно море, Нужно солнце и леса, Нужно счастье, нужно горе И родные голоса. Невозможно без природы, Без сияющих небес. Хорошо иметь свободу, Мир загадок и чудес. Чтобы жить на белом свете, Чтоб остался рядом друг. Надо главное заметить, Всё почувствовать вокруг. В заключение урока учитель предлагает исполнить Российский гимн. |