Внеклассное занятие
Я - гражданин

«Я - ГРАЖДАНИН»
Оборудование:
- презентация;
- фломастеры или карандаши;
- листочки;
- Российский герб;
- фонограмма гимна (текст гимна);
- карта и глобус.
- электронное пособие «Государственная символика»
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас.
Прочитайте тему урока.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (Высказывания детей.)
- Расскажите, в каких прекрасных местах вы побывали, что видели, что нового узнали.
Но, где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой. Как часто мы слышим громкое, звучное слово - Родина.
А что связано с этим понятием, как понимаете значение этого слова?
(Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу одним словом: «Родина - это -...)
- Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. А теперь представьте
(включается музыка) : знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина? Талантливые люди: поэты, художники - сложили и написали немало стихов и картин, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.
Ученик читает стихотворение М. Исаковского:
Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля: Это - русское раздолье, Это - русская земля!
Вижу горы-исполины, Вижу реки и моря: Это -русские картины, Это - родина моя!
Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья: Это - русская сторонка, Это - родина моя!
П. Раскрытие понятия: государство. Творческая работа.
А) - Вы, ребята, говорили, что Родина - это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина - это дом, в котором живём. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина - это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.
Посмотрите, ребята, что у меня в руках. (Учитель показывает свидетельство о рождении.)
Что в нём записано, кто знает? (Высказывания детей.)
Да, этот важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны.
Скажите, гражданином какой страны вы являетесь?
(России, российской Федерации.)
ڤ ڤ ڤ ڤ ڤ ڤ ڤ ڤ ڤ ڤ
Г О С У Д А Р С Т В О

А теперь попробуйте заменить слово «страна» словом-синонимом. Эти слова обозначают одно и то же. Можно сказать Россия - страна и государство.
Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертания нашего государства. У каждого государства есть свои границы.
(Обращение к карте, учитель обводит по карте границы красным.)
- Итак, каждое государство имеет свои границы, изобразите на своих листочках границы страны и подпишите сверху: государство.
(Дети схематично рисуют границы и подписывают.)
Б) Игра.
А теперь предлагаю вам поиграть в слова. Составьте слова, используя только буквы слова «государство». Затем мы выберем слова, которые связаны с понятием «государство».
(По истечении определённого времени зачитываются варианты, учитель выборочно записывает их на доске. Каждое слово обсуждается, обосновывается.)
Варианты:
ГОРОД - меньшая часть страны; РУДА - полезное ископаемое;
ДОРОГА - без них невозможно передвижение по стране;
СУД - государственное учреждение, которое разрешает споры;
ВОДА - народное достояние;
РОСТ - движение, развитие;
РОТА - защитники государства;
ТОВАР - торговля в стране, с другими странами;
РОД, РОДСТВО - семейная группа, государство заинтересовано, чтобы создавались семьи, рождались такие замечательные ребятишки, как вы, вы - будущее России.
Без кого не может существовать государство? (Без людей). Нарисуйте себя в контуре страны.
В) Понятие о символах государства.
На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, флаг.
(Учитель рассказывает кратко об истории возникновения символов нашей страны, опираясь на знания детей и родителей. Можно заранее подготовить группу детей.)
- А в какой стране вы хотели бы жить? Что мешает людям нашей страны жить счастливо?
(Высказывания.)
Многие из вас высказались об ужасах войны и т. д.
- А сейчас послушайте размышления ваших московских сверстников, их чувства и мысли очень созвучны с вашими. Их стихи прочитают наши ребята (стихи подобраны по выбору учителя).
В какой бы я хотела жить стране? Да в той, где места нет ни горю, ни войне, В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.

Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть её поэтом.

Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.

Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья.

Человеку много нужно, Чтобы счастливо прожить. Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море, Нужно солнце и леса, Нужно счастье, нужно горе И родные голоса.
Невозможно без природы, Без сияющих небес. Хорошо иметь свободу, Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете, Чтоб остался рядом друг. Надо главное заметить, Всё почувствовать вокруг.
В заключение урока учитель предлагает исполнить Российский гимн.

Хостинг от uCoz